ГУП "МосгортрансНИИпроект" (МГТНИИП) выигрывает контракты на разработку транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и пешеходных зон вокруг станций метро, а работы выполняют по его заказу другие организации, при этом разница в стоимости работ - десятки миллионов рублей.
Выиграв конкурсы по высокой цене, ГУП выставляет их на торги от своего имени еще раз, но уже дешевле.
Самый крупный подряд "МосгортрансНИИпроект" выиграл в марте 2014 г. - право на разработку проектов планировки территорий ТПУ около станций московского метро. Заказчиком выступало ГУП "Московский метрополитен". Начальная цена конкурса составляла 823 млн руб., он был разбит на 8 лотов (всего они касались 38 станций). Как указано в конкурсной документации, победитель должен был предложить лучшие условия исполнения договора. "МосгортрансНИИпроект" получил права на разработку всех лотов, предложив цену 778 млн руб.
Через некоторое время все лоты, выигранные "МосгортрансНИИпроектом", появились в системе zakupki.gov.ru. Теперь уже ГУП искал подрядчиков для разработки необходимой документации. В сумме субподрядчики взялись выполнить эти работы за 674 млн руб. Например, ТПУ около Митино, Волоколамской, Строгино и еще нескольких станций - компания "Архитектор бизнес групп" согласилась работать за 108,5 млн руб. Изначально эти лоты можно было бы выставить по цене ниже заявленной на 25-30% - подрядчики при этом работали бы с минимальной доходностью, говорит один из участников этих торгов.
Такая же ситуация с конкурсом на разработку предпроектных предложений по повышению уровня пешеходной доступности. Тендер касался территории в радиусе 1,2 км от 97 станций метро. Стартовая цена составляла 89 млн руб. МГТНИИП выиграл конкурс за 80 млн руб. (контракт заключен в июне 2014 г., заказчик - ГКУ ЦОДД). Уже 4 июля ГУП разбил этот подряд на 3 лота и выставил на новые торги. Здесь стартовая цена в сумме составляла уже 71,57 млн руб. Первый лот - на разработку документации по 34 станциям метро выиграло ООО "ЦИТИ" за 17,68 млн руб., второй, по 28 станциям - ООО "Строй инвест проект" (16,885 млн руб.), третий, по 35 станциям - ООО "Строй инвест проект" (28,13 млн руб.). В общей сложности ГУП заплатит этим организациям около 62,7 млн руб. Разница в цене больше 17 млн руб.
Сам "МосгортрансНИИпроект" с прессой не общается, а вот что ответила пресс-служба Московского метрополитена по запросу газеты "Ведомости": "МГТНИИП обеспечивает, прежде всего, правильность разрабатываемых транспортных решений и синхронизирует работу субподрядных организаций и консультантов по транспортным вопросам. Практика, при которой генподрядчик отвечает за ключевую (в данном случае транспортную) составляющую проектов и общий результат проекта, привлекая профессиональные субподрядные организации, является нормальной при реализации проектов в столь сжатые сроки и не противоречит законодательству". Представитель метрополитена объяснил, что "МосгортрансНИИпроект" выполняет следующие работы: сбор исходных данных; транспортное моделирование; согласование проектных решений в госорганах и другие. Разница в стоимости работ между заказчиком и генподрядчиком зависит от генподрядного вознаграждения, стоимости работ, которые институт выполняет своими силами, затрат на сбор, обработку и анализ исходных данных, изготовление демонстрационных материалов.
Это обычная практика для городских структур, но она вызывает вопросы. Против таких схем выступали и министерство экономического развития РФ, и Федеральная антимонопольная служба РФ, но безуспешно.
Теоретически в такой перепродаже контрактов можно усмотреть признаки коррупции, хотя с точки зрения закона нарушений нет, считает эксперт по закупкам Александр Строганов. С ним соглашается руководитель научного направления "Правовые исследования" Института Гайдара Анна Золотарева. А.Строганов отмечает, что вопрос заключается в закрытости самих ГУПов. Представитель Тендерного комитета Москвы заявил, что нарушений закона нет: так устроен субподряд.
А потом уже победитель разыгрывает простой конкурс, который выигрывает реальный исполнитель.
Разницу, которая могла бы быть сэкономлена и потрачена на что-то иное для города, при этом оставляют у первоначального победителя в виде прибыли.
Есть ли тут коррупция и чья-то заинтересованность? )
Вот функции Тех.Заказчика не каждая контора способна выполнить, но при этом отдавая суб подряд технического заказчика мы всегда знаем, что за более слабого отвечает более опытный (ген.подрядчик)который и направит и скорректирует работу своей суб.подрядной организации — является это коррупцией или нет, не знаю. Но пример из практики (на тех заказчиках) показывает, что «скупой платит дважды».
но как я понимаю, в примере выше перепродаются проекты целиком
не знаю.