
Цитата: "Я считаю, необходимо на начальных стадиях согласовывать работу с жителями. Поэтому мы планируем выходить на улицу, общаться с людьми, чтобы понимать, какие у них пожелания".
Ю.БУДКИН: Это программа «Большая стройка», совместный проект «Русской службы новостей» и департамента строительства города Москвы. Сегодня наша гостья — исполняющая обязанности директора ГУП «Научно-исследовательский проектный институт Генплана Москвы» Карима Нигматулина. Добрый день.
К.НИГМАТУЛИНА: Добрый день.
Ю.БУДКИН: Я не могу не сказать, что Карине 28 лет, она долгое время жила в Соединенных Штатах Америки. И вот уже сколько вы исполняете обязанности руководителя этого института?
К.НИГМАТУЛИНА: 2,5 месяца. И кстати, уже 29.
...
Ю.БУДКИН: В прошлом месяце, насколько я понимаю, было объявлено, что вы представили новую модель развития города. Насколько она новая и насколько все то, к чему мы привыкли, будет ломаться, когда новая модель города будет воплощаться в жизнь?
К.НИГМАТУЛИНА: Что вы имеете в виду, когда говорите про новую модель — это, скорее всего, результаты конкурса международного конкурса, который проходил в прошлом году. Конкурс, который назывался «Концепция московская агломерация». Там участвовали 9 команд. Команды как зарубежные, так и российские. И они давали свое видение, как Москва будет развиваться. И что было общее в этих проектах — что Москва должна быть полицентричной. То есть у нас должны быть не только места приложения труда в центре города, а еще в некоторых других точках, чтобы разгрузить транспортную ситуацию в городе. Это такой тезис, который звучал от каждого из них. Говорили, акцентировали, что необходимо улучшить транспортную ситуацию за счет развития транспортной инфраструктуры. Как и развитие общественного транспорта, что является ключевым, это скоростной общественный транспорт, так и развитие улично-дорожной сети, которой у нас в городе, если посмотреть по международным показателям, у нас просто критически не хватает. Также они проговаривали, как можно скоординировать развитие не только города Москвы в своих границах, но еще и координация с Московской областью. Вот такие общие идеологические тезисы она проговорили. И сейчас мы это активно прорабатываем в дальнейшем. Потому что, если на то пошло, следующий этап у нас — разработка Генерального плана, корректировка Генерального плана города Москвы. У нас сейчас действует один Генеральный план, он был утвержден в 2010 году. А новый — сейчас инициируется корректировка. И эта корректировка только-только начинается. Поэтому нам еще предстоит работа по более четкому формированию видения развития города Москвы.
...
Ю.БУДКИН: Но это непривычно для Москвы, когда дороги идут на разных этажах.
К.НИГМАТУЛИНА: Да. И здесь появляется такой вопрос: что же нам делать? Нам поближе к самим домам трассировку этой дороги вести — значит, это дорога будет буквально в метре от самого здания. Либо поднимать это на эстакаду. Каждый вопрос, нужно рассматривать частный случай. Потому что всегда система в решении, что вот, мы сейчас все наши дороги поднимем на эстакады, это тоже нецелесообразно. Но в некоторых ситуациях это самое подходящее. Также рассматриваются такие варианты, когда можно над железной дорогой строить эти эстакады. Чтобы площадь, которая уже в полосе отдельного отвода, ее использовать более эффективно и для автомобильного транспорта. Но здесь каждый случай должен рассматриваться отдельно. И могу сказать, что всегда эти трассировки дорог… никому неприятно, когда под их окнами строится какая-то дорога. Это во всех городах мира, где я была.
Ю.БУДКИН: Но если вы признаете, что дорог в Москве в разы меньше, чем должно быть, а недовольство появляется уже сейчас, значит, каждая дорога, скорее всего, будет к этому приводить. Есть понимание того, как решать эту проблему?
К.НИГМАТУЛИНА: В одном смысле Москве очень повезло. У нас уже 80 процентов населения использует общественный транспорт сейчас. Если посмотреть на показатели количества людей, которые используют общественный транспорт в других городах, там 50-60 процентов — уже выше крыши. А у нас 80 процентов, в часы даже 85, иногда 86 процентов людей используют общественный транспорт. У нас какие задачи — необходимо это сохранить. Но для тех машин, которые уже сейчас на дороге, с ними придется что-то делать. Поэтому у нас такой двойной подход — удержать количество людей, которые используют общественный транспорт, может быть, даже максимизировать, сделать общественный транспорт еще более комфортный, чтобы еще 1-2 процента перетянуть с машин…
...
«Здравствуйте, уважаемая Карима. Интересно, а как вы планируете обустроить Москву, если в понимании рыночной экономики плановость как таковая напрочь отсутствует?» У вас не получится — вот о чем пишут люди.
К.НИГМАТУЛИНА: Если так посмотреть, у нас задачи, конечно, амбициозные, грандиозные и сложные. Но хотелось показать, что есть некоторые шаги вперед. Давайте возьмем пример, который москвичи знают. Никто не верил, что можно сделать комфортный, удобный парк. Есть парк Горького. Это улучшение, что на глазах видно, что московское правительство делает такие шаги, которые позволяют город сделать более комфортным. С моей точки зрения, я, наверное, еще и оптимист по своему мышлению, поэтому я считаю, что получится. Необходимо решать сложные вопросы. Также можно вернуться к вопросу именно транспорта. Опят же, заложить, какие у нас есть показатели? У нас город очень плотный. Количество людей, которые проживают на квадратный километр в Москве, очень высокое по сравнению с другими городами. Транспортной сети в разы не хватает по сравнению с зарубежными городами. Что делать? И получается, мы рассматриваем различные проекты, чтобы улучшить эту ситуацию. Будут, конечно, сложности, не всегда все однозначно. По потихоенчку-потихонечку, некоторые шаги вперед делаются. После того как реконструкции на каких-то дорогах заканчиваются, там ситуация улучшается, движение улучшается. И можно посмотреть на другие города, где сильная была напряженка. Я какое-то время жила в Бостоне. И был такой проект, довольно сложный, скандальный даже с некоторой точки зрения, где была реконструкция, она называлась big deep, практически под городом провели тоннели, чтобы город смог двигаться. Сейчас в городе намного лучше. Это повлияло на экономическую ситуацию. Центральная часть города растет и улучшается. Стоимость на недвижимость повышается. Такого рода крупные проекты, необходимо набраться терпения, невозможно все построить за день, за два. И посмотреть, у нас 20 лет шла тенденция такая, что дороги не строились, развитие было не всегда правильное и хорошее для города. Поэтому развернуть это, поменять буквально за один год невозможно. Но тренд и шаги, с моей точки зрения, в правильном направлении.
...
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Сергей, Москва. Я хотел вам сказать такой комплимент. Вы говорите все очень сладко, красиво и сказочно. И очень быстро, на самом деле, вообще не улавливаешь ваши мысли. Второй вопрос по поводу слушателей, которые спрашивали, почему вас назначили. Я обратил внимание на ваши слова, вы говорили «мне там кто-то позвонил». Понимаете, такую должность занять в Москве, в таком мегаполисе, она очень много стоит. Тут либо блат, либо знакомство. И третье. Вы говорите, что прислушаетесь к мнению жителей. Реально приведите хоть один пример, где власти прислушиваются к их мнению и изменили. Потому что любая реконструкция, в принципе, процентов на 80 вызывает негатив. Спасибо.
К.НИГМАТУЛИНА: С точки зрения, как я оказалась здесь. Я последний год когда работала у Билла Гейтса, вела сотрудничество с госкорпорацией «Росатом». Поэтому я приезжала весь 2011 год в Москву каждый месяц, проводила здесь где-то неделю. На одном мероприятии я познакомились с Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным, вице-мэром градостроительного комплекса города Москвы, и рассказала ему про некоторое свое видение, что математические модели и экономический аппарат может более эффективно использоваться для улучшения ситуации в городе. Я все-таки технарь по своему образованию и считаю, что…
Ю.БУДКИН: Вы доктор наук математики.
К.НИГМАТУЛИНА: Да, я доктор наук прикладной математики. И я ему рассказала, что верю, что математический инструмент может использоваться на благо города. В связи с этой тематикой мы продолжили нашу дискуссию на протяжении нескольких месяцев, переписывались. Я ему писала свою точку зрения, что можно развивать различные урбанистические модели для города Москвы, чтобы понимать взаимосвязь между экономикой, транспортом и развитием территорий города Москвы. После этого он пригласил меня вернуться в Москву. А я кстати человек довольно патриотичный, и хотела именно вернуться в Москву, на свою родину. Я родилась в Москве, у меня отец родился в Москве. Поэтому меня тянуло сюда. И я решила, что надо возвращаться, поскольку это мой долг как гражданина Российской Федерации, как человека, который родился в Москве. Я решила, что сюда просто необходимо вернуться. Я где-то месяц все-таки подумала на эту тему. Я хотела вернуться именно на такую позицию, где можно будет улучшить ситуацию как в городе, так и в стране, а не просто носить документы с одного стола на другой. У меня было довольно взвешенное решение. И дискуссия была не то что поговорили по телефону и кто-то мне предложил приехать в Москву.
Ю.БУДКИН: И по поводу того, что делают власти, идя навстречу жителям? Примеры.
К.НИГМАТУЛИНА: Могу привести такой пример. Каждую субботу я встаю в 6:30 утра и вместе с градостроительным комплексом мы объезжаем различные административные округа города Москвы. В 12 часов в административных округах каждую субботу проходят встречи с жителями, где идет открытый диалог. Никакой постановки заранее нет. Жители пишут свои вопросы и адресуют их всему градостроительному комплексу. На них отвечает как Марат Шакирзянович Хуснуллин, так и адресуют их другим подведомственным структурам, которые могут более детально прокомментировать эти вопросы.
Далее -
www.rusnovosti.ru
Смею сказать, что у нас все это уже реализовано, завтра открываем работы во дворе
mitino.ru">www.mitino.ru
Читайте далее: www.vedomosti.ru