По официальной статистике, в Московской области занято около 1,1 миллиона мигрантов. 2 процента из них работают в жилищно-коммунальном хозяйстве, еще 10 процентов - в строительстве. Остальные - водителями общественного транспорта, сезонными рабочими на сельскохозяйственных предприятиях, швеями в подпольных цехах... Больше всего иностранцев - порядка 50 процентов - торгуют на рынках и в магазинах.
И пусть бы себе торговали. Но 90 процентов медкнижек у иностранных продавцов, как утверждают в министерстве потребительского рынка и услуг области, липовые. В прошлом году добросовестные работодатели, которые по закону должны заручиться справкой, подтверждающей, что "понаехавшие" работники не представляют угрозы для общества, провели медицинскую проверку 39,5 тысячи мигрантов. Нашли 78 человек с открытой формой туберкулеза, 63 больных СПИДом... На общем фоне вроде бы и немного. Но за тот же период подмосковным управлением Федеральной миграционной службы было выдано 163 677 разрешений на работу. И что со здоровьем у остальных 124 тыс. непроверенных граждан - остается только гадать. "По этой причине мигрантам запрещено работать с продуктами, - говорит министр потребительского рынка и услуг Екатерина Семенова. - Но помогать продавцам закон не запрещает. Работодатель оформляет продавцом подставное лицо, а работают мигранты. Контролирующим же органам предъявляется приодетый "продавец".
А еще приезжие селятся огромными лагерями. "Уже не в первом подмосковном городе я слышу от жителей: боимся вечером выйти на улицу, кругом толпы мигрантов", - рассказывает и.о. губернатора Московской области Андрей Воробьев. Каждое третье особо тяжкое преступление совершают приезжие. И депортировать их тяжело - на всю область один спецприемник для мигрантов на 30 мест.
В этом году Подмосковье сократило квоту на иностранную рабочую силу до 102 тыс. человек. Работодатели запросили 818 тыс. "В марте мы получили заявку от 75 предприятий на 14 тысяч иностранных рабочих мест, - рассказывает первый замглавы городского округа Химки Раис Ахмадеев. - Согласовали 12 тыс. - больше мигрантов нам не нужно. В мае поступила уточненная заявка - 448 организаций просят уже 73 тыс. Да у нас во всем городе 71 тыс. рабочих мест! Проверяем: 12 заявителей зарегистрированы в Химках, два вообще нигде не стоят на налоговом учете, остальные 434 - подразделения московских организаций". Огромная квота нужна им для продажи, уверены в областном правительстве. Одна квота на черном рынке стоит 20 тысяч рублей. То есть только на 61 тыс. "лишних" химкинских квот работодатели в этом году могли заработать 1,2 млрд рублей. И отсекать "лишние" заявки на иностранную рабочую силу область, похоже, не в состоянии. "Мы можем взять под контроль заявки крупного бизнеса, - утверждает начальник Управления Федеральной миграционной службы по Московской области Олег Молодиевский. - Но на средний и малый бизнес никаких штатов не хватит".
Совсем без мигрантов, которые не требуют высоких зарплат и согласны на самые тяжелые условия труда, ни один регион не обойдется. Взять хотя бы общественный транспорт. "У нас 12 учебных комбинатов ежегодно выпускают 600 водителей", - говорит министр транспорта Александр Зайцев. - А надо отрасли - 1000 человек в год. Кем замещать нехватку, учитывая, что зарплату водителям не повышали с апреля прошлого года и в некоммерческом секторе она составляет 30 тысяч рублей?"
И тем не менее, если ничего не предпринимать, через несколько лет Подмосковье рискует превратиться в филиал бывших союзных республик. Поэтому Андрей Воробьев дал поручение разработать программу новой миграционной политики области. На суд общественности ее представят в июне. Скорее всего, область еще больше сократит потребность в иностранной рабочей силе - кабинет министров уже предложил главе региона отозвать квоты у 149 организаций с нулевым налоговым балансом, которые запрос на рабочую силу дают, а экономического эффекта от ее применения не имеют.
www.rg.ru
Не только Подмосковье, Собянин тоже не на стороне «трудовых» мигрантов.
www.aif.ru
Когда не станет такого количества дешевой, «понаехавшей» рабочий силы, то работодатели будут вынуждены поднимать зарплату, иначе сами сядут за баранку или займутся другим делом.